НОВОСТЬ ДНЯ:

В Северодвинском парке культуры и отдыха стартует традиционная акция "Сто снеговиков в парке"





Сегодня - 60 лет со дня закладки первой отечественной АПЛ «Ленинский комсомол»

Печать

Сегодня исполняется 60 лет со дня закладки первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на заводе №402 (сейчас ОАО «ПО «Севмаш»). Это событие открыло новую эпоху в развитии отечественного флота и судостроения.

 

24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе (№42) в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки с атомной энергетической установкой (пр. 627). Рабочие чертежи пр.627, разработанные в СКБ-143 (СПМБМ «Малахит»), руководимом инженер-капитаном 1 ранга В.Н. Перегудовым, начали поступать на завод в начале лета 1954 года. Заводу предстояло сыграть основную роль в решении инженерной задачи, сопоставимой по своей сложности разве что с созданием первых космических кораблей. Ответственным сдатчиком назначили Н.Н. Довганя, сдаточным механиком И.Д. Осипова.

 

Приказом министра судостроительной промышленности от 3 июля 1954 года определялся целый перечень мероприятий, направленных на то, чтобы изолировать постройку корабля от остальных строившихся на заводе объектов. Это касалось и материалов прочных конструкций для обеспечения заданной предельной глубины погружения, в полтора раза превышавшей аналогичные параметры строившихся ранее ПЛ. Институтом металлургии и сварки отрасли была разработана высокопрочная сталь новой марки. Круг инженерно-технических работников, привлекавшихся к постройке заказа, был строго ограничен. Общее техническое руководство строительством ПЛ осуществлял особый отдел (10 человек).

 

Безусловно, строительство корабля шло непросто, но с энтузиазмом. Вот как вспоминал об этом представитель по схемам специального контроля О.Е. Загайнов: «Мы работали самоотверженно и вдохновенно, постигая на практике азы «атомной» науки, внося посильный вклад в ее совершенствование. Сильное впечатление на нас оказывало присутствие ведущих конструкторов – авторов первой ГЭУ и ее систем во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Он внушал нам почтение к своему детищу, требовал творческого, конструктивного подхода к решению возникающих технических вопросов». О периоде строительства первой АПЛ почетный ветеран предприятия В.А. Горбунов рассказывал: «Коллектив цеха работал напряженно, с огромным энтузиазмом. Большой транспарант над проходной цеха: «Не выполнив задание, домой не уходи!» – в полной мере характеризовал обстановку тех дней».

 

Несмотря на то, что пришлось осваивать новые виды сварки, работы по формированию корпуса на стапеле шли довольно успешно, что позволило уже в конце 1955 года провести гидравлические испытания, подтвердившие прочность конструкции и высокое качество работы. А в 1957 году ее вывели из цеха.

 

…Первая атомная подлодка была передана флоту 17 декабря 1958 года. У «Ленинского комсомола» сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль под командованием Л.М. Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года на «Ленинском комсомольце» при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Погибло 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу.

 

Всего первая атомная выполнила 5 автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава.

 

Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»



24.09.2015 13:04 /



 

 

 

Все права на оригинальные материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.klubsmi.ru обязательна. 
Администрация сайта «Клуб СМИ. Северодвинский канал» не несет ответственности за последствия размещения информации, которую разместили авторизованные пользователи. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).